Планы покупки Activision Blizzard на сумму 68,7 миллиарда долларов Microsoft объявили ещё в январе 2022 года. Сделка требовала одобрения антимонопольных ведомств всех стран, в которых компании осуществляют свою деятельность. Основной претензией к Microsoft было то, что компания может сделать франшизу Call of Duty эксклюзивной для своей платформы Xbox. Уже был похожий опыт после того, как компания купила Bethesda Softworks и сделала The Elder Scrolls своим эксклюзивом, так что Sony не напрасно напряглись.
Теперь же, после успешного исхода судебного процесса, Microsoft имеет возможность получить контроль над такими популярными игровыми франшизами, как Call of Duty, World of Warcraft, Diablo и Candy Crush. Это событие стало важным шагом для будущего игровой индустрии. Но давайте посмотрим какие интересные моменты всплыли в ходе этого разбирательства, когда компании хорошенько покопались друг у друга в грязном белье.
У кого же больше эксклюзивов?
По словам генерального директора Microsoft – Сатьи Наделлы, если бы всё зависело от него, он был бы рад избавиться от любых эксклюзивов на консолях. Sony, как лидер отрасли, задает направление рыночной конкуренции с помощью эксклюзивов и это то с чем приходиться мириться. Но такой мир Наделле не нравится. Генеральный директор также подтвердил предыдущие заявления своей компании, пообещав, что PlayStation не потеряет Call of Duty после слияния Microsoft и Activision Blizzard. Ранее президент Microsoft приводил следующие цифры: у его компании 59 эксклюзивных игр, а у Sony — почти 300 (включая тяжеловесов вроде God of War, The Last of Us и Spider-Man). Так что, Sony настолько боится конкуренции, что уж слишком хорошо замечает соринку в чужом глазу, но ей стоило бы присмотреться к себе.
Microsoft VS Sony
В первый день судебных заседаний, отмечает The Verge, стало ясно, что реальным соперником Microsoft в этом процессе является не антимонопольное агентство, а Sony. Именно ей больше всего повредит приобретение Activision Blizzard. После того, как о сделке было объявлено, японский гигант подал жалобы в FTC и Управление по конкуренции и рынкам Великобритании, надеясь, что это поможет предотвратить поглощение. Помимо опасений, что Call of Duty станет эксклюзивом, Sony также не исключила возможности того, что Microsoft намеренно будет делать качество игры на PlayStation в разы хуже с целью подтолкнуть игроков к переходу на Xbox.
Но похоже произошло то, чего Sony не ожидали и прямо во вступительном слове юристы Microsoft зачитали отрывок из внутренней переписки Sony. В письме коллеге генеральный директор PlayStation Джим Райан заявил, что на самом деле не верит в планы Microsoft сделать Call of Duty эксклюзивным для Xbox, несмотря на то, что публично заявил об обратном. Райана по-настоящему беспокоило лишь укрепления конкурента на рынке, которое может пошатнуть лидирующую позицию Sony.
Ещё одним камнем преткновения в корпоративных отношениях стало письмо, отправленное Райану генеральным директором Xbox Gaming – Филом Спенсером в августе 2022 года. В нем содержался список игр из каталога Activision, которые Microsoft планирует оставить на PlayStation после того, как сделка состоится. Райан был недоволен списком, особенно тем фактом, что в нем был Overwatch, но не Overwatch 2, последняя версия командной игры, которая вышла в 2022 году. Относительно 10-летнего контракта на Call of Duty, Райан подтвердил, что Sony не хочет на него соглашаться, надеясь, что приобретение Activision Blizzard все равно будет заблокировано. Но данный контракт всё же был подписан в середине июля 2023 года.
Nintendo Switch и Nvidia GeForce Now
Ещё одной причиной конфликта стал статус консоли Nintendo Switch. Если не принимать во внимание Nintendo, то Xbox и PlayStation делят рынок США примерно поровну. Но если рассматривать приставку, как полноценного конкурента двух основных консолей, платформа Microsoft занимает третье место. В таком случае сделка с Activision Blizzard не кажется такой большой угрозой для конкуренции.
В декабре прошлого года Microsoft подписала 10-летний контракт с Nintendo. Согласно его условиям, если компании удастся получить контроль над Activision Blizzard, игры Call of Duty будут доступны на Switch. Таким образом Microsoft надеялась продемонстрировать, что не намерена монополизировать рынок. Но этот вопрос снова подняли во время июньских слушаний в Сан-Франциско, когда FTC вызвала Мэтта Бути, управляющего Xbox Game Studios, в качестве свидетеля. После вопроса о том в какой форме Call of Duty появится на Switch, он признал, что в шутер придётся внести немало изменений. Так что у пользователей Switch по сути будет новая игра. Это означало бы, что Xbox не конкурирует напрямую с Switch, а только с Sony PlayStation.
Кроме того, американский регулятор обвинил Microsoft в запрете распространения на облачных сервисах других компаний игр созданных Xbox Game Studio. В частности, в суде было предоставлено письмо главы Xbox Game Studios – Мэтта Бути, в котором он позволил себе слегка неприличное выражение относительно GeForce Now после того, как интеллектуальная собственность Microsoft стала доступной на сервисе компании Nvidia.
Но конфлик всё же разрешился и Microsoft подписала с Nvidia 10-летний контракт на выпуск ряда игр для Xbox на облачной платформе GeForce Now. Этим поступком компания пыталась убедить антимонопольные органы одобрить их сделку с Activision Blizzard.
Космический эксклюзив
Одним из самых интересных моментов в ходе судебного разбирательства стало обсуждение космической RPG Starfield, которая выйдет в сентябре 2023-го года. Изначально игра задумывалась, как эксклюзив для консоли PlayStation 5, но после того, как Microsoft купили ZeniMax, выход игры планируется лишь для платформ Windows и Xbox.
Но вице-президент Bethesda Пит Хайнс, который уже извинялся перед фанатами игры из-за смены платформы, объяснил, что они бы просто не успели выпустить игру в срок если бы пришлось думать о выпуске её ещё на несколько консолей.
Как оказалось, сторона обвинения забыла упомянуть, что Sony заранее заключал сделку с Bethesda и решили не выпускать Deathloop и Ghostwire на Xbox. Вероятно если бы Microsoft не купили ZeniMax, то Starfield мы бы на Xbox тоже не увидели.
Сколько стоит AAA-игра?
Чтобы продемонстрировать суду, как же много Sony могут потерять из-за сделки Microsoft, они решили показать один внутренний документ, где чёрным маркером замазали всю конфиденциальную информацию. Кто же знал, что после того, как документ отсканируют всё станет видно. Так что теперь известно, что Horizon Forbidden West обошлась создателям в 212 миллионов долларов, а работала над ней команда из 300 человек в течение пяти лет. А The Last of Us Part II стоила 220 миллионов и потребовала работы примерно двух сотен специалистов. Кроме того, стало известно, что миллион пользователей играют только в Call of Duty, а до 6 миллионов тратят на игру 70% времени, и из этой игры только за 2021 год корпорация получила 800 миллионов долларов, а глобальный доход от шутера достигает полутора миллиардов. А если учитывать дополнительные товары и услуги (например, мерча и подписок) общий годовой доход оценивается в 13,9–15,9 миллиарда долларов.
Разрушительный Xbox Game Pass
Как оказалось гендиректору Sony Interactive Entertainment очень не нравится подписочный сервис Microsoft, и по его словам Xbox Game Pass обладает разрушительным потенциалом и угрожает уменьшением продаж игр. Но адвокаты Microsoft ответили, что компания уже предприняла шаги, чтобы их сервис не привёл к монополизации рынка.
Так что, как мы уже знаем Microsoft смогли выиграть суд и опасения Sony по поводу Call of Duty были напрасными, игра ещё и на Nintendo появится, получается ничьи права не будут ограничены. Хоть FTC ещё пыталась подавать апелляцию, но придётся смириться с безрезультатностью этих действий.